Как-то вечером на Новой Риге (или как я учился летать на дельте).

 

Полет, Flight, Flug  на каком бы языке это бы не было сказано, подумано - ничего не стоит в сравнении с действительными ощущениями от состояния самого полета…

2004 год, Июнь, 29 число. (Сегодня праздник у девчат – проплатила, наконец, «Семерка»)

Утро пасмурное, сухо,  к полудню пошел противный моросящий дождик, давление в норме, но ко второй половине дня падает на пару миллиметров….

Прогноз хреновый - порывистый ветер, грозовое предупреждение…

Но что-то мне подсказывает, что надо ехать!

В шесть вечера звоню Андрею Кареткину (а кому, если не ему).

-         Я уже на базе, хотя прямо над  базой висят такие грозовые тучи, сейчас начнется…

-          был его ответ

Я думаю, будет короткий, но сильный ливень, он охладит землю и воздух над базой. За час все просохнет и погода устаканится. Черт возьми, мое чутье меня не подвело на этот раз! Все так и вышло. К восьми вечера я был уже на базе – поле и этот дурацкий лесок уже стали почти родными. С обеих сторон поля, дороги - Новая Рига и параллельная ей на Спасскую Слободу и Звенигород.

Кареткин - суров и не многословен, наверняка не в духе. Летать, чувствую, не будет. Нет летать он обязательно будет, но один! Пока суть да дело – солнце приближается к линии горизонта. Я решаюсь (поганый мой мягкий характер, надо было раньше),  - “Андрей, представь меня кому-нибудь, кто сегодня обучает.”

Он представляет меня Юре Гришаткину – тоже одному из «старейшин».

      - Ну что полетели? – Полетели!

В 22 по Москве Юра дает полный газ. Трапеция от себя, дельтик под его и моими сто десятью кило в одежде тяжело набирает скорость, подпрыгивая на ухабах, но вот заветные 65 и колеса отрываются от Матушки Земли… Подъем довольно резвый – чую самым точным прибором – пятой точкой. Справа внизу остаются до боли знакомые персонажи, стоянка машин, пашня, на тридцати метрах он закладывает правый поворот и тут же отдает мне трапецию, «- Давай под девяносто к Новой Риге…» Сказано - сделано…И, о чудо, навыки возвращаются из подкорки, как будто я никогда и не вылезал из этого кресла…Балансировочная скорость 70 . Крыло сидит на ручке трапеции в нейтралке, упираясь при кренах, точно подсказывая правильное положение. Ветер северо-западный без порывов. Уходим в зону, отрабатываем хождение по ориентирам: дорога, лес, середина озера, удержание курса при боковике… Класс! Птичка слушается Меня!

Юра деловито сочиняет маневры, бодро передает по СПУ, я выполняю.

Крен вправо 30, крен влево 30, скорость 70, горизонт, обороты 5200.

 

Солнце опускается ниже горизонта. Луна полноправно занимает свое место за Новой Ригой. Машинки включают ближний свет, на ретрансляторах зажигаются навигационные огни. Красота! Первый раз на высоте 300 м в сумерках.

      - Ладно, заходим на посадку.

 Выполняем третий разворот, четвертый по полосе, обороты

убираем, трапецию прибираем к себе максимально, держим скорость, мои руки на трапеции  инструктор только готовится парировать при неверном движении. 20, 10, 5 метров,  выравниваем, отдавая трапецию от себя  и-и-и… касание - телега мягко отыгрывает неровности полосы…

      - Разрешите получить замечания.

      - Ну, так боле-менее… Сейчас я слетаю с другим, ты готовься.

К чему, я догадался, когда они прилетели -  курсант слез с переднего кресла, и Юра

Сказал  – “Садись на место первого”.

Если бы он знал, что это мой пятый полет на МотоДельте!

Но, приказы не обсуждают.

Тут все меняется.

Какой же он тесный этот МДП спереди!

Трапеция почти на уровне глаз.

СЕРЬЕЗНАЯ приборная доска, выполненная в виде деревянного чемоданчика средних размеров приютила все мыслимые приборы: УС250, ВАР-5, Альтиметр, тахометр (сделанный из жигулевского), Военно-морской КОМПАС, Прибор-контроллер режимов Двигателя R503 от “Воздушного моста”  и жигулевские:  бортовой компьютер, указатель уровня топлива, вольтметр, тумблеры зажигания и освещения (пардон, навигационных огней)…

Нижний край приборки упирается прямо в голени - неудобно, но это к эстетике исполнения, на полет влияет не сильно, хотя при посадке с моим ростом страшно не удобно (прав был я, когда волевым методом заказал удлинить переднюю часть своей телеги. А в дальнейшем в разговоре Андрей Кареткин подтвердил, что к сожалению никто у нас не делает регулируемую вилку для людей с приличным ростом.).

Педаль газа хоть и неудобная, но в полете позволяет интуитивно держать режимы – взлет 5800, горизонт 5000-5200, развороты в горизонте с креном 45 - 5500, посадка …..            

Привязные ремни. СПУ (очень приятное впечатление: нет шумов, почти все слышно).

(Кстати, при касании носок правой ноги быстро, но не резко отводим в сторону от педали газа (недаром она прижата влево почти к центральной трубе телеги) но усилие давления  на подножку оставляем таким же, иначе неконтролируемый кульбит по земной поверхности обеспечен)

      - Ну что, От винта! Поехали на старт.

О, Боже, до чего же вертлявое переднее колесо

Правило:

На Взлете, на посадке, ну и,  конечно, в воздухе управляем крылом!

Педали стоят нейтрально. Носочком правой ноги давим на газ,

Носочком левой – на тормоз не давим!

Выполняем. Полный газ 5800 телега набирает скорость, ноги от кочек прыгают в стременах, я, как могу, стараюсь удержать их в нейтрали, но выходит как-то кособоко, дельтик отклоняется от вектора полосы

Юра криками борется со мной.

Но,  слава Богу, скорость нарастает, ручка от себя полностью,  и вот спасительный миг отрыва!  Инструктор держит ручку до высоты 30 м

Потом отдает мне – я перевожу дух – взлетели!

За два разворота выходим на 150 м. Начинаем ходить по дорогам.

Наиболее точно повторяя их изгибы. Так отрабатываем навыки точного выхода в створ полосы и удержания курса.

20 минут пролетают мигом. С первого и второго раза не удается выйти на полосу - мешаются другие дельталеты. С третьего раза выходим. Высота 150, полоса прямо по курсу, боремся со сносом коррекцией курса, обороты на минимум, трапеция прижата, аппарат заметно опускает нос,  высота тает. Появляется знакомый по симулятору свист ветра в тросах.

Подходим. 20,10, 5 метров, трапецию плавно без рывков отдаем от себя  немного добавляем газ, ждем касания…. Есть!

О ноги, не пляшите в стременах! То вправо, то влево…

     - Убери газ! Сбрось ногу с педали газа,  ЕЕЕ…, застряла! Убираю с газа методом максимального ослабления давления,  вилка проворачивается под действием левой ноги, жмущей вроде на тормоз, а на самом  деле на поворот.

Впереди лесок, остановимся рано или поздно, но перед ним Кареткин, Какурин, и прочие летчики-герои СЛА и масса дельтиков других не менее уважаемых джентльменов. Для непосвященных скажу: скорость приближения довольно приличная … Че делать с этими газом, тормозом,  вилкой и ногами, застрявшими в стременах? Мать их!

-         Глуши мотор! Тумблеры вниз!

Мотор замолкает, успеваем остановиться всего в нескольких метрах от стоянки.

С замечаниями все ясно.

Последние проблески света исчезают со скоростью ветра. Опускается ночь.

Юра остается разбирать аппарат с помощником, я собираюсь в Москву.

…Дорога домой, ночное Новое Рижское шоссе. Шум ветра за окном, шелест новых шин. Огни встречных машин. Из динамиков звучит Отель Калифорния,… а над дорогой и мной - ЛУНА!

3 часа 20 минут ночи 30 Июня, 2004.

Надо спать. Но не спится. Пальцы цокают по клавиатуре. Эмоции, эмоции!

Почему так краток этот миг полета?

Спокойной ночи, малыши!



Хостинг от uCoz